Содержание
Создание бизнеса по переработке пластиковых бутылок — это не только выгодное дело, но и важный шаг на пути к улучшению экологической обстановки в стране. Обилие мусора, который люди оставляют после себя, поражает своими масштабами. Если обратиться к статистике, то каждый человек ежегодно производит около 200 кг мусора. Треть этого количества приходится на пластиковые бутылки.
Мусор, в особенности, пластиковые отходы – полезное ископаемое нынешнего столетия. Большинство людей не задумываются, что пластик вредит экологии, загрязняет окружающую среду. Он не подвержен биологическому разложению, за исключением отдельных биоразлагаемых полимеров. Кто-то осознанно, а кто-то неосознанно не обращает на этот факт внимания, проявляя «экологическое безразличие» к ситуации, но использованные пластиковые бутылки послушно летят в мусорный контейнер. Лишь некоторые понимают ценность вторичного пластика, имеют представление о возможностях его переработки и дальнейшего использования.
В последние годы идеи переработки ПЭТ бутылок стали весьма популярными, а переход от концепций к рентабельному бизнесу - реальным. Российский завод «Пларус» более 15 лет назад стал первопроходцем в сфере переработки ПЭТ тары. Его схема «бутылка в бутылку» увидела свет в 2007 году, с тех пор уже много лет доказывает свою состоятельность.
В России существуют и другие заводы, небольшие частные предприятия среднего и малого бизнеса, но и они в общей сложности способны переработать лишь 6-7% пластиковых бутылок, в то время как в других странах этот показатель достигает 70-90%. Учитывая статистику, бизнес, основанный на переработке мусорного пластика, считается перспективным и рентабельным.
Где взять сырьё
Это один из главных вопросов, о котором задумываются будущие переработчики. Источников сырья достаточно много, рассмотрим основные из них:
- Бытовые отходы. Ежедневно мусорные баки пополняются огромным количеством использованной пластиковой тары. Проблема только в том, что на его сбор и сортировку потребуется немало времени. Можно договориться с полигонами и выкупе уже отсортированной пластиковой тары.
- Точка сбора пластика. Во многих городах установлены контейнеры для раздельного сбора мусора. Можно пойти аналогичным путем и открыть точку сбора пластикового мусора в своем городе или установить специальный контейнер в специально отведенных местах.
- Производственные отходы. Большинство предприятий, работающих в сфере производства изделий из ПКМ, генерирует большое количество отходов. Это литники, брак, изделия, полученные в процессе пуско-наладки линии, упаковочные материалы. Если предприятие не имеет собственного участка переработки, можно договориться о выкупе производственного брака на взаимовыгодных условиях.
- Упаковочные материалы. Любые гипермаркеты, магазины, складские компании ежедневно сталкиваются с необходимостью утилизировать десятки-сотни килограммов упаковочной пленки и прочих материалов. Договорившись с ними о закупке этих отходов, можно получить достаточно качественное сырье для вторичной переработки.
В населенном пункте с населением в 100 тыс. человек можно собирать до 20 тонн ПЭТ бутылок каждый месяц. А налаживание партнерства с государственными или частными организациями поможет в получении субсидий и грантов, что значительно уменьшит финансовую нагрузку на старте бизнеса.
Первые шаги к открытию бизнеса
Бизнес по переработке полимерного мусора выгоден не только его владельцу, но и государству. Потому важным первым шагом может стать поддержка от государства, которая может быть предоставлена в виде:
- субсидий;
- грантов;
- предоставления помещения на льготных условиях.
В России сейчас внедряется проект «Экология», в рамках которого принимаются активные меры, направление на усиление и масштабирование процесса переработки отходов. Предполагается, что к 2030 году объем перерабатываемого мусора увеличится с 6-7% до 100%.
В отдельных регионах уже внедрены и успешно действуют программы, способствующие развитию подобных инициатив для малого и среднего бизнеса.Но для открытия даже небольшого предприятия потребуется регистрация юридического лица. Самозанятым и физическим лицам недоступен данный вид деятельности. Потому второй шаг – это юридическое оформление бизнеса.
Оптимальной формой организации такой деятельности является общество с ограниченной ответственностью (ООО). Для получения всех необходимых документов (лицензия, экологическое заключение, разрешения СЭС и пожарной службы) потребуется финансовые затраты от 30 тыс. рублей. Необходимо подать заявление в налоговую службу, указав коды ОКВЭД, соответствующие выбранному виду деятельности:
- 38.11 «Сбор неопасных отходов»;
- 38.12 «Сбор опасных отходов»;
- 46.77 «Оптовая торговля отходами и ломом»;
- 38.3 «Обработка вторичного сырья»;
- 49.41 «Деятельность автомобильного грузового транспорта».
Параллельно с юридическим оформлением бизнеса необходимо заняться организационными вопросами, в числе которых:
- исследование рынка;
- подбор помещения;
- закупка оборудования;
- наем персонала.
Исследование рынка
Исследование рынка включает анализ потенциальных клиентов, конкурентов и спроса на переработанный пластик.
Основными потребителями переработанного пластика являются производители упаковки, строительной продукции и бытовых товаров широкого потребления. Эти компании стремятся снизить затраты на сырье и улучшить свой экологический имидж. Введение в состав сырья до 30% вторички позволяет снизить себестоимость изделий. Потому бизнес считается перспективным.
Спрос на вторичное сырье существует и регулярно растет, но речь идет о качественном материале. Прирост спроса на переработанный пластик наблюдается в диапазоне от 5% до 15% ежегодно, что открывает новые горизонты для инвестиционного сотрудничества. Успех нового бизнеса на этом рынке будет зависеть от способности компании адаптироваться к трендам и предлагать экологичные решения, направленные на развитие отрасли.
Несмотря на востребованность конечной продукции, предложений недостаточно. Современная система переработки и утилизации мусора не справляется. Конкуренция в данной нише рынка невысокая, государство готово активно поддерживать инициаторов в данной сфере.
Подбор помещения
При выборе помещения учитываются его локация и размер. Для организации перерабатывающего бизнеса подходят производственное помещение с возможностью погрузки/выгрузки. Рекомендуется рассматривать объекты, находящиеся вблизи транспортных магистралей или крупных логистических центров. Такая доступность существенно упростит процесс доставки сырья и отгрузки готовой продукции. Но не всегда такое решение является экономически выгодным, стоимость покупки или аренды помещения вдали от транспортной развязки будет ниже, в то же время возрастут логистические расходы. Потому следует заранее просчитать все доступные варианты.
Важно уделить внимание параметрам самого помещения. Высокие потолки и просторные зоны для погрузки/выгрузки позволят эффективно использовать оборудование и минимизировать время, затрачиваемое на данные процессы. Наличие специализированных ворот и площадок для маневрирования грузового транспорта также играет ключевую роль в организации эффективной логистики.
Не стоит забывать о безопасности помещения. Хорошо организованные системы видеонаблюдения и контроля доступа, вытяжные системы, современное оборудование помогут защитить производство и сотрудников. Разместить цех по переработке за чертой города, предпочтительно в промышленной зоне.
Линия полного цикла по переработке пластиковых бутылок содержит несколько габаритных агрегатов, а также соединяющие их ленточные транспортёры. Общая длина установки может достигать 35 метров. Для работы оборудование необходимо подключение к электросети, водоснабжению и водоотведению.
Должно быть обеспечено место для хранения сырья и готового материала. Для этого подойдет крупный ангар или цех. Пластиковая бутылка отличается большим объемом и легкостью, занимает значительную площадь. Дробленка, флекс, гранулят должны храниться в сухом помещении.
Подбор основного оборудования для линии переработки
Готовая к работе производственная линия включает в себя четыре основных узла:- Моечная установка. Это могут быть флотационные ванны, фрикционные мойки. Полигонные отходы требуют множественных циклов очистки, включая интенсивную фрикционную мойку. Для производственного брака достаточно 2-4 флотационных ванн.
- Сушильная установка. Тип сушилки напрямую зависит от перерабатываемого сырья. Важен остаточный процент влаги в материале. Оптимально использовать сырье с влагосодержанием не более 10%, в отдельных случаях не более 3-4%.
- Дробильная установка. Для пластиковых бутылок используется роторная дробилка, которая режет тару на мелкие фракции.
- Гранулирующая установка. Грануляторы обеспечивают переработку флекса в гранулы путем переплавки материала, его продавливания через формующую головку и последующей нарезки.
Одним из ключевых этапов является интеграция всех машин в единую систему. Установка сенсоров и систем мониторинга поможет в реальном времени отслеживать качество материалов на каждом этапе и предотвращать возможные сбои в работе. Автоматизация процессов значительно сократит время обработки и повысит эффективность, но потребует дополнительных затрат.
Подбор дополнительного оборудования для линии переработки
Линия полного цикла включает не только перечисленное основное оборудование, но и дополнительные узлы. К ним относится:
- Сортировочная станция. Необходимость в сортировочной станции существует не всегда. Многие переработчики закупают уже отсортированное сырье. Для него достаточно флотационных ванн, которые одновременно промывают и сортируют сырье. Однако применение сортировочных станций (оптические сортировщики, конвейерные ленты с металлодетекторами) позволит разделить отходы по типам, удалить из них мусор (дерево, стекло, металл.
- Отделитель этикеток. Большая часть тары имеет этикетки, которые проще удалить до измельчения. Удаление наклеек происходит механическим путем.
- Ванна горячей мойки. В случае закупки грязного сырья со следами маслянистых и битумных загрязнений требуется мойка в горячей воде с применением химических реагентов.
- Пневмотранспорт. Он используется для подачи и транспортировки сырья, для связи различных агрегатов.
- Модуль управления. Он необходим для централизованного управления оборудованием.
При выборе моделей перерабатывающих линий следует учитывать возможность модульного сочетания, чтобы дополнять и изменять порядок расположения оборудования в линии. Не забывайте учитывать соответствие технических характеристик различных устройств для обеспечения эффективного производственного процесса.
Процессы организации бизнеса в цифрах
Для открытия цеха переработки пластиковых бутылок необходимы первоначальные вложения, включающие следующие статьи расходов:
- закупка оборудования;
- наем персонала;
- аренда помещения.
Стоимость аренды помещения варьируется в зависимости от локации, региона, площади, наличия обустроенных подъездных путей, удаленности.
Новая линия полного цикла переработки стоит достаточно дорого. Средняя цена закупки у импортных производителей составляет 250000 долларов, но может варьироваться в зависимости от состава. Минимальная линия переработки может стоить 100000 долларов. Удешевить линию можно, закупив б/у оборудование или рассмотрев предложения российских производителей. Благодаря модульному составу отдельные узлы можно со временем модернизировать или полностью заменить. Дополнительно к стоимости линии необходимо прибавить 10% на установку и наладку оборудования.
При подборе персонала необходимо грамотно рассчитать штат сотрудников. Для работы бизнеса потребуются услуги бухгалтера и управляющего менеджера, координирующего деятельность предприятия. Обязанности управляющего менеджера может взять на себя руководитель предприятия, что позволит сократить расходы.
Любая линия должна обслуживаться операторами: 3-4 человека на одну линию полного цикла. Оборудование может быть рассчитано на круглосуточный режим работы (от 20 часов), что обеспечит выход готового продукта на уровне 0,25 т/час. В этом случае потребуется организация работы операторов в две смены.
Дополнительные расходы
Перечисленные статьи расходов можно назвать основными, но стоит предусмотреть и дополнительные траты. Помимо закупки оборудования потребуется заложить определенную сумму на обслуживание в процессе эксплуатации.
Для успешного ведения бизнеса потребуется запустить грамотную маркетинговую кампанию. Это повлечет за собой дополнительные траты. Профессионально разработанная маркетинговая стратегия может стать ключевым фактором, способствующим быстрому выходу на рынок.
Важно также заложить резервный фонд для непредвиденных расходов. В условиях экономической нестабильности и рыночных изменений такие резервы помогают избежать финансовых трудностей. Учет различных сценариев развития ситуации на рынке помогает заранее предусмотреть и минимизировать негативные последствия.
Составление бизнес-плана
Для привлечения частных инвестиций и для получения государственных субсидий важно правильно составить бизнес-план. В нем должны быть учтены финансовые вложения, операционные расходы, первоначальные затраты на закупку оборудования для переработки пластиковых бутылок, расходы на аренду производственных помещений, а также затраты на транспортировку собранного сырья и прогнозы прибыли.
Следует учесть текущие расходы: зарплаты сотрудников, коммунальные услуги и обслуживание оборудования. Важно также предусмотреть методы сбора и сортировки пластиковых бутылок, а также оборудование для их переработки.
Приблизительный расчет может выглядеть так:
- 7 млн. руб. на покупку и установку производственной линии;
- 500 тыс. руб. на аренду и коммунальные платежи;
- 100 тыс. руб. на прочие расходы (лицензирование, регистрация юридического лица и другие).
- 200 тыс. руб. на оплату труда штатных и привлеченных сотрудников.
Общая стоимость первоначальных вложений на примере составляет 7,8 млн. руб.
Приблизительные данные для расчета прибыли:
- Выход продукта 1,5 т в день при 8-часовой работе линии.
- Выход продукта 36 т в месяц при работе линии 24 часа в месяц.
- Средняя закупочная стоимость ПЭТ бутылок составляет 20-25 тыс. руб.*
- Средняя стоимость 1 т готового флекса составляет 40-60 тыс. руб. (цена зависит от качества, цвета, однородности).*
- Средняя стоимость 1 т вторичной ПЭТ гранулы составляет 90-110 тыс. руб. (цена зависит от качества, цвета, однородности).*
- Стоимость реализованного вторичного сырья в месячном объеме составит 1,5-1,8 млн. руб. для флекса и 3,24-3,6 млн. руб. для гранулята.*
*Данные взяты из открытых источников, актуальны на момент публикации статьи.
Стоит учитывать, что соотношение исходного сырья к готовому продукту не 1:1. В среднем, из 1000г первичного материала можно получить 800г гранул (80%). Для получения 36 т готовой первичной гранулы потребуется 45 т исходной тары.
Окупаемость бизнеса зависит от многих факторов. При грамотном планировании коммерческой деятельности средняя окупаемость составляет 1,5-2 года.